О балете
Статьи, цитаты, высказывания.
О. Виноградов.
«Мир балета закрыт от обычных людей. Развлечением балет не назовешь, это не развлечение, на балет идут восхищаться красотой, и прежде всего – красотой женской. Идут с надеждой увидеть на балетной сцене нечто совершенно другое, чем в реальной жизни. Поэтому и людей балетное искусство создает иных, смею сказать, более красивых в повседневной жизни, чем обычные люди. Балерина всегда выделяется среди толпы прохожих, и вы обязательно остановите свое внимание на этом чуде. Совершенно другая походка, постановка спины, манера держать голову и многое другое! И красота – тоже другая. И жизнь – другая, поскольку подчинена она строгим законам профессии, в которую изначально из тысячи девочек выбирают, может быть, всего десять-двенадцать, а то и меньше».
И. Кондаков, доктор философских наук
Стремление к высшему через гармонию.
Стремление к высшему (понимаемому различным образом) свойственно всем разновидностям искусства; более того это присуще культуре вообще. «Высшее» — это предельно достижимая высота в иерархии любых ценностей. В каждом виде человеческой деятельности существует определенная шкала ценностей – от самых низших до практически недостижимых, идеальных.
Стремление к высшему характерно для любого искусства – словесного, музыкального, изобразительного, синтетического; для осмысления этого, собственно существует особая эстетическая категория – категория возвышенного.
В этом смысле, эстетическом или нравственном, художник может говорить о «высокой болезни» (Б.Л. Пастернак), о высоком служении, призвании, о высокой мечте и даже «о нас возвышающем обмане» (А.С. Пушкин). «Стремление к высшему становится синонимом обновления человека, его о–духотворения, во-одушевления. Ведь это самоочевидная метафора: Дух выше матери. Душа стремится к полету, покидая грешное тело; душевность в человеке возвышает как его самого, так и того, на кого она обращена». Но совершенно особый смысл приобретает выражение — «стремление к высшему» в танце, в балетном спектакле. Здесь это метафора реализуется в каждом жесте, в каждом движении, в действии. Любое балетное па, можно интерпретировать как подъем, как устремленность вверх, как стремление оторваться от поверхности земли.
Прыжки, поддержки, даже вставание на пуанты — все это материализация мечты о достижении высшего: о полете, о парении над землей, бытом, реальностью. Сам балет, как вид искусства, наделен изначальной установкой на возвышение над обыденностью. В действительности люди так, как в балете, не ходят, не летают, даже не танцуют.
Балет, профессиональный танец – это воля к преодолению: земного тяготения, повседневной суеты, тяжести быта, житейских обстоятельств, человеческой ординарности, хаоса жизни».
Стремление к высшему характерно для любого искусства – словесного, музыкального, изобразительного, синтетического; для осмысления этого, собственно существует особая эстетическая категория – категория возвышенного.
В этом смысле, эстетическом или нравственном, художник может говорить о «высокой болезни» (Б.Л. Пастернак), о высоком служении, призвании, о высокой мечте и даже «о нас возвышающем обмане» (А.С. Пушкин). «Стремление к высшему становится синонимом обновления человека, его о–духотворения, во-одушевления. Ведь это самоочевидная метафора: Дух выше матери. Душа стремится к полету, покидая грешное тело; душевность в человеке возвышает как его самого, так и того, на кого она обращена». Но совершенно особый смысл приобретает выражение — «стремление к высшему» в танце, в балетном спектакле. Здесь это метафора реализуется в каждом жесте, в каждом движении, в действии. Любое балетное па, можно интерпретировать как подъем, как устремленность вверх, как стремление оторваться от поверхности земли.
Прыжки, поддержки, даже вставание на пуанты — все это материализация мечты о достижении высшего: о полете, о парении над землей, бытом, реальностью. Сам балет, как вид искусства, наделен изначальной установкой на возвышение над обыденностью. В действительности люди так, как в балете, не ходят, не летают, даже не танцуют.
Балет, профессиональный танец – это воля к преодолению: земного тяготения, повседневной суеты, тяжести быта, житейских обстоятельств, человеческой ординарности, хаоса жизни».
Г. Лебедева.
«Все балеты классического наследия, живущие и поныне, утверждают полную победу высшего над низшим, света над мраком, добра над злом. И это также следствие их мифологической сущности. Во-первых, эти ценности недаром называют вечными, а во вторых, в своей наиболее совершенной форме классический балет всегда есть выражение высшего божественного порядка, торжества гармонии над хаосом и полной победы светлого и доброго начала».
О. Виноградов.
«Идеальный возраст ребенка для начала занятий балетом – семь – десять лет, когда идет формирование костно-мышечного аппарата, с десяти до тринадцати, когда структура тела сформирована, начинается процесс обретения координации, к тринадцати годам уже все закончено, идет только процесс развития, насыщения мышц силой, обогащения опытом».
«Основа занятий хореографией – экзерсис – гениальная система специальных упражнений. Ее суть – постановка корпуса и разработка выворотности ног – система таких упражнений развивается и совершенствуется уже более трехсот лет, по этим канонам создавался классический балет».
О. Виноградов.
«Трудности профессии балетного артиста: по физическим нагрузкам она приравнена к самым тяжелым, напрягаться нужно всю жизнь, а успех никому не гарантирован, более того – частые травмы могут вообще лишить возможности танцевать, и, решаясь на избрание подобного пути, надо обо всем подумать: хватит ли сил, упорства, не исчезнет ли желание после первых неудач…».